Кто займет второе место?

08 июля 2021

В рамках пресс-конференции в ТАСС политические эксперты поговорили об усилении конкурентности на всех стадиях избирательной кампании, а также на выборах в Госдуму 2021 года.

Председатель координационного совета Общественной палаты РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев презентовал доклад с анализом основных тенденций на региональных и муниципальных выборах. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Уже сейчас, анализируя выборы на муниципальном и региональном уровнях, а также выборы высших должностных лиц, мы видим, что конкурентность в России имеет неуклонную очевидную тенденцию к возрастанию. Такие выводы позволяют нам прогнозировать целый ряд других важных тенденций конкурентности на выборах в Госдуму 2021 года», – заявил в начале выступления Максим Григорьев.

В докладе Фонда исследования проблем демократии «Политическая конкурентность на современных выборах в России» эксперты изучили увеличение конкурентности выборов на муниципальном уровне, губернаторских выборах, а также в законодательные собрания и пришли к однозначному выводу, что везде прослеживается рост количества выдвинутых и зарегистрированных кандидатов за последние годы.

При изучении губернаторских выборов сравнивались одни и те же регионы в разные годы. В предыдущие выборы ВДЛ по рассмотренным регионам 119 человек заявили о выдвижении, а в 2019 – 163. Эксперт отметил, что анализировать важно не только тех, кто выдвинулся, но и тех, кому удалось зарегистрироваться. В свою очередь, среднее количество зарегистрированных выросло с 72 до 77 человек.Уровень подготовленности кандидатов и партий в политическом и юридическом смысле тоже растет. Судя по избирательным комиссиям, за последние годы существенно изменилось отношение сотрудников комиссий к самим кандидатам. Если раньше они рассматривали документы кандидатов с некоторой бюрократической логикой и в полном соответствии с законом, то сейчас избирательные комиссии заблаговременно рассматривают документы и стараются как можно быстрее подсказать, что нужно исправить и доработать.

«Еще одна тенденция – уменьшение процента потерь участников избирательной кампании – тех, кто сошел с дистанции по причине отказа в регистрации. Это происходит часто из-за недостаточной поддержки со стороны избирателей, количества подписей», – прокомментировал Григорьев.

Отдельно рассматривалась конкурентность на выборах в законодательные органы власти. По 2020 году проанализировано одиннадцать регионов. Среднее количество выдвинувшихся партий – 11,7 против показателя 10,8 в 2019 году. Количество регистраций выросло с 88 до 93, а процент отказов, наоборот, падает – в 2019 году отказали 52 кандидатам, в 2020 – всего 33.

Таким образом, участие в выборах становится более результативным, КПД конкуренции растет на выборах всех уровней. Рост конкуренции приводит к победе совершенно неожиданных кандидатов. В результате целой серии конкурентных предвыборных кампаний сложилась многоуровневая модель партийно-политической конкуренции, о чем в своем выступлении рассказал генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин.«На сегодняшний день прошло 15 съездов партий. Характер формирования партийного предвыборного списка – это тоже серьезнейший формат конкуренции и конкурентности. То, как именно формируются предвыборные списки, определяет, какую роль партия играет на выборах и какая перед ней стоит цель. Немаловажен сам фактор партийной структуры. Например, кадровые партии старого типа такие, как КПРФ или ЛДПР, всегда переполнены партийными функционерами», – отметил Данилин.

На март 2016 года было зарегистрировано 77 политических партий, это было перед прошлой избирательной кампанией. Из них 73 имели право участвовать в выборах. Сейчас право участия в выборах имеют 32 партии, а зарегистрировано 34. Произошло сокращение более чем в два раза. Это тоже фактор высокой конкуренции. Если партия не способна сохранить себя и свое право называться партией, она выбывает.

Анализ партийных списков в разных партиях говорит о том, что головная часть списка состоит от одного человека («Яблоко») до пятнадцати человек (КПРФ, ЛДПР, «Коммунисты России»). Именно КПРФ и ЛДПР лоббировали это увеличение, чтобы гарантированно поставить на эти места ресурсных кандидатов. Многие другие партии ставят во главу угла «блестящих» кандидатов, как это сделала «Единая Россия». Кроме того, все съезды показали, что партии готовы к жесточайшей конкуренции, и при этом конкуренция происходит внутри самих партий.

«Интрига, которая нас ждет, заключается в том, в каком порядке расположатся партии, которые займут со второго по четвертое место. Пройдет ли в Госдуму пятая партия, кто это будет. Конкуренция в партиях идет по четырем направлениям – статусе, нише, электорату, повестке. За второе место борются КПРФ, «Справедливая Россия – За правду», возможно, ЛДПР, но судя по списку, скорее нет», – объяснил Данилин.

За статус пятой партии идет жесточайшая борьба между «Партией Пенсионеров, «Яблоком» и «Новыми людьми». Все они борются за прохождение трехпроцентного барьера, в то время как пятая партия может пройти в Госдуму, набрав более 5 %.В ходе выступления Данилин отметил, что конкуренция – это не линейный вопрос, он несет содержательный характер, и каждая партия дает на него свой ответ. Например, в партии «Зеленая альтернатива» первая пятерка состоит из певицы Дайнеко, экоактивистки Софии Калягиной, зоозащитницы Ксении Качаевой, спортсмена Бетехтина и кандидата экономических наук Долгушина. Все эти люди – «ноунеймы», как выразился сам Павел Данилин, но все они вполне известны в своей нише. Выставляя эту пятерку, партия не ставит цель получить место в Госдуме, но хочет укрепить позиции в своем электорате.

«Единая Россия» очень тщательно подошла к этому вопросу и прославилась своей великолепной пятеркой, где каждый кандидат известен всей стране и является одним из лидеров общественного мнения», – пояснил эксперт.

В «Справедливой России — За правду» список возглавили все три лидера объединившихся партий – Миронов, Прилепин, Семигин.

«У нас на законодательном уровне закреплены нормы свободной конкурентности и ее обеспечения», – заявил председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод.

По словам эксперта, законодательно исключена возможность однопартийного парламента. В равные условия поставлены партии с различным финансированием, установлены предельные размеры расходов. Также важен законодательный запрет на проведение предвыборной агитации и распространение агитационных материалов органами власти. Избирательное законодательство ставит строгий заслон любым формам принуждения и применения административного ресурса. Эфирное время в СМИ также предоставляется в равном объеме по равным для всех участников расценкам.

«Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» уделяет большое внимание обеспечению равных возможностей и условий для самовыражения всех политических партий и кандидатов. Самое главное требование – соблюдение закона всеми участниками избирательного процесса», – сказал Брод.

Для того, чтобы обеспечить равноправие и вести мониторинг за ситуацией в каждом субъекте, образованы общественные штабы, которые включают в себя лидеров общественного мнения, политологов, правоведов, социологов. Штабы открыты для участия в их работе представителей всех политических партий, где они могут обсуждать ход кампании, делиться проблемной информацией, совместными усилиями с общественниками добиваться устранения проблем.

Кроме того, во всех субъектах завершены семинары по подготовке независимых общественных наблюдателей. Экспертные группы готовят свои аналитические материалы по всем стадиям избирательного процесса. Региональные наблюдатели и эксперты настроены на фиксацию случаев применения административного ресурса, давления, подкупа, ведут мониторинг информационного пространства, интернета.

Активно в процесс помимо Общественной палаты РФ включен и СПЧ. Образована мониторинговая рабочая группа.

Источник: Федерал Пресс

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree