Конкурсный отбор и регламент: в Общественной палате Коми решали, как не допустить к выборам «враждебных» наблюдателей

05 августа 2020
Фото: БНК Информационное агентство

За президентскими выборами в 2018 году в республике следили 830 общественных наблюдателей, в этом году во время голосования по поправкам в Конституцию России их было уже более 2 тыс. Ожидается, что армия общественных наблюдателей станет еще больше. Как их отбирать, обучать и лишать статуса, решали в Общественной палате Коми 4 августа.

Член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод представил общественникам доклад организации «независимый общественный мониторинг», посвященный новым формам голосования, которые внедряются в России.

Он рассказал, что институт общественного наблюдения на выборах был создан в 2018 году. До этого представители общественных объединений и гражданские активисты могли участвовать в электоральном процессе в качестве наблюдателей от кандидатов или партий или как представители СМИ. «Наблюдатель от партии или кандидата по определению является лицом заинтересованным, ангажированным», — говорится в докладе. Но от этих форм, по словам Александра Брода, отказываться пока не будут.

В 2018 года был создан и механизм общественного внепартийного наблюдения. Тогда за президентскими выборами следили 156 тыс. наблюдателей, из которых 146 тыс. подготовили общественные палаты. А в этом году за голосованием по поправкам в Конституцию наблюдали уже 526 тыс. человек, подготовленных общественными палатами. Ожидается, что их количество только увеличится — из-за того, что в России голосовать можно будет в течение нескольких дней.

Руководитель аппарата избирательной комиссии Коми Наталья Макарова заметила, что помещения избирательных участков не настолько большие, чтобы вместить большое количество наблюдателей. Кроме того, зачастую получается двойное наблюдение.

— Члены участковой избирательной комиссии — это 5-11 человек. Это не люди со стороны, это представители политических партий, за ними наблюдают сами представители политических партий, наблюдатели от кандидатов, выставленных политическими партиями. У нас на голосовании по поправкам наблюдателей было больше, чем членов участковых комиссий. Это нонсенс. Если мы расширяем круг наблюдателей, то тогда пусть не будет представителей от партий и кандидатов. Тогда все будут независимые, тогда будет понятно, что общество наблюдает за политическими партиями, — сказала она.

Руководитель ассоциации «Совет муниципальный образований Республики Коми» Юрий Болобонов заявил, что общественные наблюдатели «независимы, так как не являются субъектами выдвижения, более-менее раскрепощены, не играют в политические игры».

— Общественный наблюдатель должен вставать вразрез этим партийным деструктивным технологиям, которые некоторые партии используют, — добавил он.

По словам руководителя исполнительной дирекции Общественной палаты Александры Афониной, «опыт работы на президентских выборах показал, что отдельные кандидаты и политические партии могут настраивать своих наблюдателей таким образом, чтобы дестабилизировать работу избирательных участков». При этом если наблюдатели от политических партий работают через Общественную палату, они действуют «по единым правилам, по единой форме поведения».

Депутат Государственного совета Коми Татьяна Саладина сказала, что не только палата должна готовить наблюдателей, их должны выставлять и партии, чтобы «защитить свои голоса». В то же время в Коми, по ее словам, только одна партия может обеспечить наблюдение за всеми участками, у других просто нет дл этого людских ресурсов.

Ей возразил председатель Общественной палаты Коми Сергей Чечеткин:

— Мы так говорим, что наблюдатель стопудово обеспечит правильное голосование. А у нас избирательные комиссии — это члены политических партий. Но очень тупыми надо быть, чтобы [думать, что] 10-12 человек уговорить: «Давайте подделаем что-нибудь».

Он добавил, что из двух тысяч общественных наблюдателей, которые работали во время голосования по поправкам в Конституцию, только с тремя были проблемы. Это, по его словам, — на уровне погрешности.

Как рассказала заместитель председателя Общественной палаты Коми, член рабочей группы и экспертного совета по организации наблюдения в регионе Галина Лапшина, за неделю было подано 47 жалоб.

— Один человек был заточен на то, чтобы внести смуту. Даже три человека было. Одному мы ограничились замечанием, разъяснением, второму вынесли замечание, а третьего нам пришлось отстранить от наблюдения, — рассказала она (ранее говорилось о двух отозванных наблюдателях).

Заместитель председателя палаты Любовь Гурьева добавила, что механизм общественного наблюдения нуждается в регламентации — остается много нерешенных вопросов.

— Если изменить количество [наблюдателей] нельзя, значит надо серьезно отрабатывать юридически, что могу и что не могу. [В представлении некоторых наблюдателей] избирательная комиссия — это просто какие-то плохиши. Наблюдатели все время что-то искали, доходило до спорных вопросов. Мы столкнулись с психологией наблюдателя «Я вам всем покажу!». И этот негатив порождал… Надо четко отрабатывать, что можно [делать] и что нельзя, — рассказала она.

Не совсем понятно было, как отозвать наблюдателя. По словам Любови Гурьевой, в одном случае по сообщению избирательной комиссии выходило, что к ним «как будто врага заслали»: он не так фотографировал, перекрывал движение, мешал. Когда стали у него спрашивать, он ответил, что ничего подобного не делал. Опросили других наблюдателей, они ответили, что он был буйным и агрессивным.

— Если есть институт, то должна быть процедура отзыва. Его надо достаточно серьезно проработать. По сути, возникает целый процесс, — объяснила она.

По ее словам, надо решить и вопрос о работе общественных наблюдателей в течение нескольких дней. То есть им придется отпрашиваться у работодателя или брать отпуск за свой счет. Но не все руководители пойдут на это.

Галина Лапшина сказала, что сейчас стоит задача сохранить действующий корпус общественных наблюдателей. Она предложила «продумать единый подход по вознаграждению наблюдателей». Ей тут же возразили, что это будет уже не общественность, а наемные работники. Пока непонятно и как искать новых наблюдателей. Юрий Болобонов высказал идею сделать конкурсный отбор — как при поступлении в вуз, но до конкретных механизмов во время рассуждений так и не дошли. Возможно, это отчасти будет прописано в новом положении об общественном наблюдении, которое подготовит федеральная палата. По словам Александры Афониной, все равно этот документ останется рекомендациями, а нужен нормативный акт. По ее словам, в законе как раз можно прописать многие вещи, в том числе действия в случае нарушения наблюдателем каких-то норм.

В сентябре в Коми состоятся досрочные выборы главы республики, депутатов Государственного совета региона, советов 18 городов и районов, депутатов советов двух поселений, дополнительные выборы депутатов в местные советы. Голосование продлится три дня (с 11 по 13 сентября), комиссии будут работать с 08:00 до 20:00.

Источник: БНК Информационное агентство

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree