СМС-портал "Код правды"


Начиная с марта 2009 года под эгидой Ассоциации НКО по защите прав избирателей «Гражданский контроль» в России работает SMS-сервис «Код правды». Это первый и единственный в нашей стране канал связи с избирателями и участниками избирательного процесса, в котором используется прием и обработка коротких сообщений при помощи специализированного интерфейса, а также разветвленная система обратной голосовой связи.

 

Специальный сервис по оперативному приему жалоб избирателей и участников избирательного процесса «Код правды» был введен в действие и успешно опробован организациями-членами Ассоциации «Гражданский контроль» в ходе предвыборной кампании и единого дня голосования 1 марта 2009 года.

 

Без обратной связи с избирателями невозможно получить объективную картину того, что происходит на выборах. Наблюдатели так же, как и остальные граждане, сталкиваются с постоянными потоками компромата, агитационнаыми и заведомо подложными материалами. С помощью сообщений члены ГК стремятся увидеть выборы наформально, глазами граждан, которые на собственном опыте сталкиваются с нарушениями, недоработками или несправедливостью.

 

По словам разработчиков SMS-сервиса, специалистов просветительского правозащитного центра «Европейский клуб профессионалов», в первую очередь, он рассчитан на так называемые импульсные жалобы, когда избиратель или член команды какого-либо кандидата, видя вопиющее нарушение, может просто отправить SMS на простой, легко запоминающийся номер. Авторы сервиса небезосновательно полагают, что «вхождение в разговор для многих людей становится пусть преодолимым, но барьером».

 

Получив SMS с жалобой, операторы сервиса перезванивают абоненту и осуществляют уже детальное протоколирование обращения. Таким образом, уже оператор сервиса берет на себя функцию «просителя», выясняя детали и оплачивая разговор. Работа на выборах, которые сами по себе являются одним из самых напряженных и стрессоемких событий, требует учета даже мельчайших психологических аспектов. Одним из ключевых моментов является возможность зарегистрировать юридический факт образения, что также может быть использовано при судебном рассмотрении споррной ситуации.

 

Традиционно во время работы смс-портала граждане заявляют о недостаточной информационной работе избирательных комиссий. Сетуют на нехватку информации о кандидатах, расположении избирательных участков. Во время каждого из дней голосования благодаря СМС выявляются наиболее скандальные эпизоды, связанные с теми или иными политическими партиями и фигурами, целыми регионами.

 

В обычных горячих линиях большинство вопросов носит бытовой характер, что тоже по-своему важно, однако мешает систематизировать информацию о нарушениях.

 

СМС-портал позволяет вовлечь в электоральный процесс молодое поколение, для которого набрать сообщение гораздо легче, чем писать от руки.

 

 КОД ПРАВДЫ

 

«Код правды» оснащен техническими и программными возможностями для приема MMS: видеороликов, аудиозаписи или фото. Это означает, что нарушение можно сфортографировать на видео (ведь подавляющее большинство мобильных телефонов оснащено камерами и звукозаписывающими устройствами). Если нет возможности перекинуть файл с телефона на компьютер для отправки по электронной почты, то на номер смс-портала можно выслать MMS. Все заслуживающие внимания ролики, фото и записи будут в обязательном порядке размещены на сайте Ассоциации «Гражданский контроль».

 

Мало кто знает, что в соответствии с российскими законами бесплатных SMS и MMS не бывает. Стоимость сообщения на «Код правды» равна стоимости обычного СМС. Точное количество копеек можно уточнить у оператора, который и является получателем этих средств. Ассоциация «Гражданский контроль» не извлекает прибыли из получения СМС и ММС, так как это противоречило бы самой идее правозащитного проекта.

 

Традиционно в регионах, где проводятся выборы, работают представители «Гражданского контроля». Они переезжают с одного избирательного участка на другой, инспектируют комиссии на предмет нарушений. Все данные, полученные благодаря смс-порталу, будут переданы представителям ГК в регион для дальнейшей проверки и устранения нарушения.

 

Сводные данные о жалобах избирателей и результатах работы центрального и региональных отделений организации регулярно публикуются в открытых источниках и передаются в виде единого доклада Ассоциации НКО «Гражданский контроль» для Центризбиркома РФ.