Зайдет ли СПЧ в радиус 50 метров

08 ноября 2019

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), председатель координационного совета "Юристы за права и достойную жизнь человека", сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод прокомментировал политологу, эксперту Центра ПРИСП Николаю Пономареву решение Конституционного Суда по Республике Коми, заявив, что это лишний повод для того, чтобы обратить внимание на законодательство в субъектах РФ относительно проведения публичных акций, с тем, чтобы привести его в соответствие с федеральным.

В минувшую среду КС РФ вынес решение о неконституционном характере ряда положений закона «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми». Противоречащими основному закону были признаны два запрета. Во-первых, было заявлено, что постоянный запрет на проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирования) на Стефановской площади города Сыктывкар противоречит основному закону и судебной практике ЕСПЧ. Во-вторых, запрет на организацию публичных мероприятий в радиусе 50 метров от входа в государственные и муниципальные учреждения не соответствует ни Конституции, ни федеральному законодательству.

В первом случае региональные законодатели в принципе не имели права устанавливать постоянный запрет. Они должны были в каждом конкретном случае оценивать риски, сопряженные с проведением мероприятия, учитывая количество участников акции, время ее проведения и прочие факторы. Во втором случае региональные законодатели фактически присвоили себе часть прерогатив федеральных коллег. Закон предусматривает для региональных властей возможность конкретизировать федеральные запреты, а не расширять их за счет новых норм.

Решение Конституционного Суда ставит региональные власти перед новой задачей: они должны превентивно привести законодательство субъектов федерации в соответствие с позицией КС РФ. Однако оперативность соответствующих изменений остается под вопросом. Что ставит на повестку дня вопрос об организации контроля за соответствующей активностью со стороны общественных и правозащитных структур.

Очевидно, что особую роль при этом может играть Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. С одной стороны, высокий статус данной структуры обеспечил бы должное внимание к реформированию законодательства со стороны региональных властей. С другой стороны, после недавней «перезагрузки» у СПЧ появилась возможность изменить формат работы, придав ей более системный и превентивный характер. Ранее СПЧ зачастую приходилось работать в реактивном формате, занимаясь решением конкретных «проблемных» кейсов. Появление новой задачи, имеющей во многом общенациональный характер, ставит СПЧ перед вопросом о проведении длительной системной работы над ее решением. Новый формат работы позволит СПЧ, в том числе привести, свою деятельность в соответствие с его учредительными документами. Напомним, что в п. 5 Положения «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» четко прописано: «Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания».

Свое мнение относительно решения КС РФ и привлечения общественников и правозащитников к его воплощению в региональном законодательстве выразил член СПЧ Александр Брод.

«Я, как правозащитник, всегда выступаю за то, чтобы публичные акции, в случае необходимости, имели место, в соответствии с Конституцией, – заявил эксперт. – Но при этом их организаторы и участники должны действовать строго в рамках закона, а правоохранительные органы обеспечивать общественный порядок и не злоупотреблять своими полномочиями. Тема общественного самовыражения актуализировалась в связи с протестными событиями летом. Я считаю, что организаторы акций манипулировали обществом, пытаясь оказать давление на избирательную систему, провоцируя конфликтные ситуации.

Что касается решения Конституционного Суда по Республике Коми. Это лишний повод для того, чтобы обратить внимание на законодательство в субъектах РФ относительно проведения публичных акций, с тем, чтобы привести его в соответствие с федеральным, избавиться от надуманных ограничений, создать максимально приемлемые условия для самовыражения граждан. Совет по правам человека неоднократно говорил о том, что подобные акции необходимо согласовывать с властями путем поиска компромисса. И я хочу подчеркнуть, что работу по совершенствованию регионального законодательства в этом ключе должны инициировать и депутаты Госдумы, федеральные и региональные уполномоченные по правам человека. В этой работе также могли бы принять участие члены СПЧ, федеральной и региональных Общественных палат».

Источник: Выбор народа

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree