Для внесения поправок в Конституцию не требуется проведения референдума — Брод

17 января 2020

Предложенное главой государства обновление Конституции РФ не требует проведения референдума и работы Конституционного собрания, заявил член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод. 

"Проведение референдума и работа Конституционного собрания требуются при изменении 1, 2 и 9 глав Конституции. Однако предложенное главой государства обновление Конституции этого не требует, поскольку не затрагивает вышеупомянутых частей документа. Должны быть сформулированы поправки, затем пройдет их широкое обсуждение, возможно, будут дополнения, уточнения, корректировки. Дальше будет назначено голосование по ним. Я считаю, что общественные организации должны наблюдать за соблюдением всех процедур этого голосования, должен быть организован общественный контроль. Все процедуры голосования должны быть открыты, понятны, доступны, население необходимо максимально проинформировать", — сказал Брод. 

С членом СПЧ согласился адвокат Дмитрий Аграновский. Он отметил, что власти могут провести референдум по внесению поправок в Конституцию РФ, предложенных президентом, однако юридически он не требуется.

"Относительно внесения поправок в Конституцию, то совершенно точно могу сказать, что референдум и Конституционное собрание проводятся, когда изменениям подвергаются 1, 2 и 9 главы Конституции. В данном случае Конституция может быть изменена без проведения этих процедур. Референдум юридически здесь не требуется, но провести его можно, если власти захотят это сделать", — сказал Аграновский. 

Что касается инициативы главы государства закрепить приоритет Конституции над международным правом, то, по словам адвоката, такая практика наблюдается во многих развитых странах, например, в Китае и в США. “Почему-то люди путают приоритет международного права и работу Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), а это совершенно разные вещи. Ведь ЕСПЧ и конвенция, на основании которой он работает, не затрагивает 15 статью Конституции, и даже если она будет изменена, на работе ЕСПЧ это не скажется. Решения ЕСПЧ не являются непосредственными нормами международного права, поэтому эта статья их никак не затрагивает, и права заявителей никак не пострадают. Может быть, некоторые недобросовестные люди вбрасывают информацию, что таким образом мы выйдем из-под юрисдикции ЕСПЧ, но нет, это совершенно несвязанные понятия", — объяснил защитник. 

Брод в свою очередь также поддержал данную инициативу президента, поскольку Россия является "государством со своей правовой базой и правовыми институтами, и международное право не может главенствовать в этом пространстве".

"Однако сейчас среди граждан наблюдается некоторое волнение по поводу исполнения рекомендаций и норм, закрепленных соглашениями с тем же Советом Европы, людей волнует, будут ли восприниматься решения ЕСПЧ. Для российских граждан, которые нередко сталкиваются с нарушением закона, ЕСПЧ порой является единственной инстанцией для установления законности и справедливости, поэтому очень важно соблюсти этот баланс, чтобы решения страсбургского суда не были полностью отвергнуты. Очевидно, все эти решения неоднородны, есть откровенно политизированные, мы неоднократно с этим сталкивались. Но те решения, которые указывают на нарушение процессуальных норм, очень важны для совершенствования собственной системы правосудия", — заключил Брод.

Источник: РАПСИ

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree