Повысят ли штрафы за нарушения избирательного законодательства

07 ноября 2019

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев вынес на обсуждение на экспертном совете фракции «Единая Россия» новый законопроект. Он предусматривает повышение размера штрафов для иностранных СМИ и других компаний за нарушения избирательного законодательства, в том числе и в части агитации, более чем в 100 раз. Новый законопроект, однако, был критически воспринят экспертным сообществом.

Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич скептически оценил данную инициативу, отметив необходимость комплексного подхода к решению такого рода проблем.

Я считаю, что, как обычно, все делается не совсем вовремя и не совсем правильно. Такого рода законы, регулирующие как медиа, так и Интернет, нужно принимать пакетами, сразу в комплексе. У нас же сейчас произойдет следующее: во всем мире начнут стонать, заламывать руки, кричать о том, какие мы ужасные, какая у нас цензура, какие репрессивные меры мы принимаем. При том, что законопроект даже не внесен: Шхагошев просто озвучил идею. Все на них оттопчутся – на законопроекте, на депутате, на Государственной Думе, и никто ничего принимать не будет.

Все это я воспринимаю, как меры, которые, к сожалению, идут во вред. Я имею ввиду под мерами все эти заявления, которые ничем не подкреплены. Это как обнажить шашку, но не ударить. Мы постоянно бряцаем оружием, которое не готовы использовать. И наши противники это понимают.

Даже если такой закон будет принят, ничего не произойдет. Потому что я не понимаю, каким образом у нас хотят заставить западные СМИ платить огромные штрафы, если эти медиа находятся не в России. У нас уже есть печальные примеры штрафов «Твиттеру» по 3 тыс. рублей. Мы видим, как ведет себя «Дойче Велле», с которой возились больше месяца (если не полтора-два). И закончилось все тем, что они, после того, как сам министр иностранных дел Лавров провел встречу с ними, признали, что были неправы. Причем не прошло и дня, как руководство «Дойче Велле» отказалось от своих слов, продолжив отрицать вину. Его представители не явились ни в Госдуму (куда их вызывали), ни в Совет Федерации. Предположим, что по этому закону мы выпишем штраф в 25 миллионов «Дойче Велле» или CNN. Каким образом мы собираемся его получать? У нас часто выносятся на обсуждение законопроекты, которые предварительно не были должным образом проработаны.

Мы должны сначала принять закон, который обяжет иностранные структуры, работающие на российском рынке, регистрировать в РФ юридические лица, которые будут работать по российским законам. Это должны быть компании под российской юрисдикцией. В этом случае они будут нести полную ответственность за свои действия, в том числе – материальную.

Начинать нужно с принятия пакета законов. В нашем же случае сначала ставят телегу, потом лошадь.

Я мог бы привести пример, сказав, что с тем же успехом американцы могут оштрафовать российское СМИ. Но они это, кстати, делают, но у них есть соответствующие механизмы. Они «врубают» режим санкций, «перекрывают кислород» для СМИ, душат по всем направлениям. Но мы этого делать не можем. Потому и занимаемся скорее пиаром, что не приносит пользу, а идет во вред. Прямо сейчас проходит конференция ОБСЕ «Свобода СМИ и безопасность журналистов в России и в регионе ОБСЕ: вызовы и возможности в эпоху цифровых технологий», на которой это активно обсуждают, доказывая, какой у нас «кровавый режим», который всех душит.

По мнению политолога, члена Научно-экспертного совета при ЦИК РФ Аркадия Любарева, плохо проработан, что прослеживается в его обосновании. Также его принятие потребует уточнения целого ряда правовых определений и потенциально способно усилить конфронтацию между властью и оппозицией.

Не видя текста документа, трудно давать содержательный комментарий. Тем не менее, при чтении короткой заметки в РИА Новости возникает много вопросов. В заметке речь идет о внесении изменений в ст. 5.11 КоАП, где предусмотрено наказание за агитацию лицами, которым ее проведение запрещено законом. А в тексте говорится о нарушении «дней тишины». Но это предмет другой статьи – 5.10, где речь идет о наказании за агитацию вне агитационного периода.

Хотелось бы видеть обоснование предлагаемых изменений. В заметке говорится, что депутат обещал проанализировать европейское законодательство, но не приводится никаких примеров.

Главным обоснованием для ужесточения наказания должны быть факты того, что действующее слабое наказание неэффективно. То есть нарушители спокойно платят небольшие штрафы и продолжают нарушать. Но в заметке такие факты не приводятся, и мне тоже такие факты неизвестны.

Поскольку речь идет в основном об агитации в Интернете, то, прежде чем обсуждать нарушения, необходимо сначала внимательно разобраться, что такое агитация в Интернете, кто ее субъекты и кто какую ответственность должен нести. Особенно это касается «дней тишины». Например, в «Фэйсбуке» пост поднимается вверх, если к нему добавлен комментарий. В результате агитационный пост может быть размещен в течение агитационного периода, но добавление к нему в «день тишины» невинного комментария приведет к тому, что он окажется на видном месте. Кто должен за это нести ответственность?

Нашей бедой является избирательность правоохранительных органов в борьбе с нарушениями – в зависимости от того, в пользу каких кандидатов и партий совершаются нарушения. Нарушения правил агитации в этом отношении – один из наиболее наглядных примеров. Нарушают практически все, но наказывают только оппозицию. При такой ситуации любое ужесточение наказания за нарушение правил агитации будет восприниматься как направленное против оппозиции.

Источник: Выбор народа

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree