Эксперты при главе ЦИК предложили поменять законы о выборах

16 октября 2019

Экспертная группа при председателе ЦИК предложила вернуть избирательный залог, изменить правила проверки подписей и поменять муниципальный фильтр. Политологи сомневаются, что эти предложения будут приняты.

С залогом и без фильтра

Экспертная группа из четырех человек при главе ЦИК Элле Памфиловой сформировала предложения по реформе системы выборов. Содержащий их документ, с которым ознакомился РБК, уже передан членам Центризбиркома.

Ранее РБК писал, что Памфилова подготовила предложения по изменению выборного законодательства для соответствующей рабочей группы при администрации президента России.

Эксперты при главе ЦИК предложили восстановить избирательный залог — внесение каждым кандидатом суммы на счет избиркома. По мнению авторов документа, кандидаты должны сами решать, использовать ли сбор подписей или залог, чтобы баллотироваться. Залог должен возвращаться кандидатам, получившим по итогам голосования не менее 5% голосов избирателей, и избирательным объединениям (в том числе партиям), списки которых получили не менее 3%. В федеральном законе предлагается установить максимальный размер залога.

Кроме того, предлагается реформировать муниципальный фильтр. По действующему закону, кандидат в губернаторы обязан собрать 5–10% подписей муниципальных депутатов из не менее чем трех четвертей муниципалитетов региона, чтобы участвовать в выборах. Эксперты предлагают снизить требуемую долю подписей до 1%, отменить требование о трех четвертях муниципалитетов и снять запрет для муниципальных депутатов поддерживать нескольких кандидатов.

Памфилова в своих инициативах предлагала снизить фильтр до 5%. Весной законопроект с аналогичной инициативой в Госдуму внесла фракция ЛДПР, в середине сентября «Справедливая Россия» выдвинула инициативу отмены муниципального фильтра для парламентских партий.

Смягчение требований к числу и географии подписей разумно, прокомментировал инициативу политолог Ростислав Туровский. Предложение разрешить местным депутатам подписываться за нескольких выдвиженцев он считает неправильным. «Тогда муниципальные депутаты бросятся в другую крайность и начнут подписываться за всех, кто хорошо попросит, надавит или заплатит», — пояснил эксперт РБК.

Места для подписей и прозрачность работы графологов

Собирать подписи избирателей для муниципальных выборов эксперты предлагают в специально установленных местах под контролем избиркомов. Они также предложили организовать сбор подписей в электронном виде через портал «Госуслуги». «При этом обе предложенные процедуры желательно совместить, то есть предоставить избирателям по их личному выбору возможности поставить подпись в определенном месте или через электронный сервис», — говорится в записке.

Еще одно предложение — установить предел в 0,5% подписей от числа избирателей для выдвижения в депутаты (сейчас 3%). Если подписи будут собирать в специальных помещениях или в электронном виде, то можно снизить их требуемое количество от числа избирателей в округе до 0,1%, считают эксперты.

Авторы записки видят также необходимость сократить перечень оснований для признания подписи недействительной. Для этого предлагается отказаться от нормы, по которой избиратель сам вносит дату в подписной лист, и разрешить сборщикам подписей заполнять сведения об избирателях (сейчас это должен делать лично избиратель).

Эксперты считают, что нужно установить разные правила в отношении недействительных и недостоверных подписей. К недостоверным предлагается отнести все подписи, в отношении которых можно точно установить, что они подделаны. К таким подписям относятся и те, что поставлены умершими или несуществующими избирателями. Недостоверными подписи признаются по решению почерковеда (ранее эксперты объясняли РБК, что его заключение почти невозможно оспорить). Поэтому для почерковедческой экспертизы должна быть разработана методика, доступная для общественности и экспертного сообщества. А заключения должны содержать обоснования, которые можно было бы проверить, уверены эксперты при главе ЦИК.

На предмет недостоверности предлагается проверять 10% подписей. До такого же уровня предлагается сократить и допустимый процент фальсифицированных подписей (сейчас 20%), а допустимый избыток представляемых подписей — увеличить до 20% (сейчас — 10% на региональных и 5% на федеральных выборах).

Эксперты также указывают, что необходимо четко оговорить в законе, что, если кандидата не известили о каких-то устранимых недостатках в его документах, эти недостатки не могут быть основанием ни для отказа в регистрации, ни для ее отмены. Нужно также установить, что кандидат имеет право донести в избирательную комиссию любой недостающий документ, кроме некоторых специально перечисленных (к примеру, заявление о согласии баллотироваться).

Кроме того, для всех методов проверки должны быть обеспечены возможности контроля со стороны как представителей кандидата, чьи подписи проверяются, так и представителей иных кандидатов.

Вероятность одобрения предложений в ЦИК

Предложения экспертов не первая подобная инициатива, напомнил политолог Туровский. Каждый раз их немного модифицируют, но политической поддержки экспертные инициативы так и не получили, сказал эксперт. «На мой взгляд, причина в том, что эти инициативы не согласуются с интересами тех, кто участвует в принятии решений, причем не только с Кремлем и «Единой Россией», но и с партиями парламентской оппозиции, — убежден он. — Последние, например, выступают за освобождение от муниципального фильтра — это для них фундаментальный вопрос, но в данном предложении этого нет».

Собеседник РБК в аппарате Центризбиркома посчитал, что предложения «выглядят хорошо, но вряд ли будут активно поддержаны ЦИК». «Памфилова продавливает собственную повестку, и более радикальные [предложения] ей ни к чему», — сказал он. Предложения экспертной группы поддержали четверть членов научно-экспертного совета при Центризбиркоме.

Источник: РБК

За годы работы Ассоциация «Гражданский контроль» сумела стать одной из самых авторитетных общественных структур по защите прав избирателей в России. Среди основных целей Ассоциации НКО «Гражданский контроль» - развитие системы независимого мониторинга избирательных кампаний, осуществление наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

We use cookies to improve our website. Cookies used for the essential operation of this site have already been set. For more information visit our Cookie policy. I accept cookies from this site. Agree